Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии
Основные задачи КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых вытекают из УК РФ. В их число входят слкдующие. 1) Определение наличия или отсутствия возрастного отставания в психическом развитии несовершеннолетнего. Для этого достигнутый несовершеннолетним уровень развития сравнивается с нормативами, существующими в возрастной психологии. 2) Определение причинной детерминации и клинико-психологической структуры установленных задержек психического развития. Прямая или преобладающая детерминация их болезненными биологическими (конституциональными, экзогенно-органическими, наследственными) причинами, а также вторичный, производный от психических расстройств характер задержек психического развития, позволяет отнести такие проявления задержанного дизонтогенеза к связанным с психическим расстройством, что заставляет отказаться от использования части 3 ст. 20 УК РФ и вынуждает применять ст. 22 УК РФ.ь Констатация полной или преимущественной обусловленности отставания в психическом развитии социальным фактором (депривационным и/или психогенным) позволяет квалифицировать психическую отсталость как не связанную с психическим расстройством. В этом случае решение экспертных задач продолжается в рамках части 3 ст.20 УК РФ. 3) Определение наличия или отсутствия у несовершеннолетнего уголовно-релевантного отставания в психическом развитии. Для этого достигнутый несовершеннолетним уровень психического развития, квалифицированный как отставание, не связанное с психическим расстройством, сравнивается с содержательными критериями нижнего возрастного порога уголовной ответственности. В результате выясняется наличие или отсутствие ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ к осознанной и произвольной регуляции (саморегуляции) нормативного поведения. 4) определение у несовершеннолетнего с признаками отставания в психическом развитии актуальной возможности осознанной и произвольной регуляции (саморегуляции) своих действий (поведения) во время совершения инкриминируемого ему общественно опасного деяния. Отсутствие потенциальной способности к саморегуляции поведения как длящегося психического качества означает отсутствие субъекта преступления и виновной ответственности. Наличие же потенциальной способности к саморегуляции требует обязательного решения следующей экспертной задачи - рассмотрения актуальной возможности саморегуляции в момент инкриминируемого деяния с учетом модуса динамической организации личности (мотивационной диспозиции, эмоционального состояния, ресурсов, группового статуса) и характеристик проблемной ситуации (новизны, быстротечности, сложности задачи, ее экстремальности или штатности и др.). Такой алгоритм обязателен в силу возможности транзиторной (преходящей, относительной) недостаточности регуляции применительно к констелляции внутренних психических условий функционирования личности и внешних обстоятельств в период совершения общественно опасного деяния.

 Потенциальная способность несовершеннолетнего к осознанной и произвольной регуляции поведения наступает при достаточной степени развития его интеллектуальной и смысловой (нравственно-ценностного ядра личности) сфер. Критерии зрелости этих сфер следующие. Доступность выполнения сложной аналитико-синтетической умственной деятельности, способность к самостоятельным независимым суждениям, дифференцированному восприятию окружающего мира, достаточно полной рефлексии. В результате перестройки интеллектуальных функций упорядочивается операциональный и смысловой опыт подростка, совершенствуется организация его памяти и внимания, которые приобретают характер полностью произвольно регулируемых психических процессов. Завершается формирование абстрактного и логического мышления, благодаря чему интеллект переходит на новый уровень отражения объективных связей внешнего мира. Возникает возможность осознания и оценки значения своих поступков и поведения окружающих. Качественно и быстро изменяется содержание мотивационной сферы, появляется ориентация на участие в социально значимых сферах деятельности, планирование долгосрочных перспектив. Уменьшается элемент ситуативности в поведении, формируется способность к сознательной регуляции поведения сообразно социальным нормам. Происходит становление самосознания, образа "Я", способности к адекватной самооценке, что знаменует подлинное "рождение личности" (А.Н. Леонтьев, 1975). В качестве внеситуативных смысловых составляющих самосознания у нормально развивающегося подростка к концу подросткового периода окончательно дифференцируются понятия и нравственные чувства долга, ответственности, стыда, чести, достоинства, совести. Именно они являются основными регуляторами нормосообразного поведения. Несформированность этих личностных образований у подростков и юношей 14-16 лет, сохранение (проявление) черт, характерных для более ранних этапов и возрастных периодов, свидетельствует о задержке психического развития.

 В процессе комплексного рассмотрения актуальной возможности обвиняемого реализовать установленные личностные потенции эксперты формулируют интегративный вывод в трех возможных вариантах: Несовершеннолетний мог не в полной мере, не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими.

 (И.А. Кудрявцев)

 Литература: Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (научно-практическое руководство)/ - М., 1999. С.290 – 331; Кудрявцев И.А., Миньковский Г.М., Ситковская О.Д. Теоретические и экспертные аспекты применения ч.3 ст.20 УК РФ // Российский психиатр.журнал, 1998, № 4. С.33 - 41.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»